О том, как неонацистские настроения и прочие проявления ксенофобии распространяются по Европе и почему США, Евросоюз и Израиль молчат о проявлениях неонацизма в Эстонии, рассказали Таллинну накануне Международного дня памяти жертв фашизма московские эксперты.
Молчание большинства пострадавших от германского нацизма стран на неонацистские акции в странах Балтии связано, по их мнению, не с идеологией, а с политикой.
Вопросы проявлений неонацизма в Эстонии обсуждались с гостями пресс-центра МИА «Россия сегодня» во время подключения Таллинна к круглому столу, прошедшему в пятницу, 7 сентября. На этом мероприятии российские эксперты представили доклад о ксенофобии и современном радикализме в странах Европы, в котором были приведены данные по межнациональной ненависти в странах ЕС.
Один из авторов доклада Валерий Энгель обратил внимание на то, что высокий уровень ненависти, а не только экономические показатели, помог прийти к власти в Германии нацистам в начале 1930-х годов. И ситуация в нынешней Европе, по его словам, повторяет ситуацию в Европе времен Третьего рейха: тогда высокий уровень нетерпимости сопровождался постепенным слиянием политических элит и правых радикалов.
В большинстве стран Европе наблюдается довольно печальная тенденция: растут различные проявления нетерпимости — антицыганские и антиисламские настроения, антисемитизм, антимигрантизм. При этом для ксенофобии не обязателен объект фобии: в Польше, к примеру, зарегистрировано около 1000 евреев, а уровень нетерпимости к этой национальности зашкаливает. Во многих странах за последние годы значительно выросло и число преступлений, совершенных на почве ненависти.
От интеграции к ассимиляции
Кроме Беларуси, России и, пожалуй, Швейцарии, сказал Энгель, все европейские государства проповедуют модель не интеграции, а ассимиляции, что, по статистике, 27-28% населения воспринимается враждебно. В ассимиляцию входят в том числе языковая дискриминация и запрет обучения в школах на языке национального меньшинства. Власть легко манипулирует общественным мнением, а правящие партии движутся вправо — не гасят ксенофобию, а содействуют ее росту. Получается «колесо ксенофобии» — власть неправильно применяет интеграцию, превращает ее в дискриминацию, это используют правые радикалы, которые разгоняют ксенофобию.
Это влияет на электорат, который выбирает правоцентристские партии, играющие на праворадикальном поле и приводящие правых радикалов во власть. И новая власть совершает еще больше ошибок. Образуется большая череда проблем — это легализация дискриминации меньшинств, девальвация демократических ценностей и дальнейшая радикализация избирателя.
При этом даже декларируемое жесткое отношение к правым радикалам есть не везде. Так, Украина входит в число тех стран, где, по мнению Энгеля, происходит героизация нацизма на государственном уровне — к примеру, украинская дивизия СС «Галичина» причислена к борцам за свободу.
В странах Балтии намного легче дышать
На слетах поборников неонацизма в странах Балтии в последнее время ходят с плакатами, где перечеркнуты не только серп с молотом, но и свастика. А члены правительства, которые рискнут принять участие, к примеру, в шествии Ваффен СС в Риге (где несколько десятков настоящих ветеранов и тысячи людей намного моложе), вынуждены будут подать в отставку.
Энгель считает, что и в Эстонии ситуация не так критична. Например, слет в Синимяэ — это частное мероприятие, вход на которое — только по приглашениям: «Когда я работал в организации «Мир без нацизма», то наши коллеги в Эстонии пытались туда попасть, но там есть списки участников и моих коллег не пустили. А вот если посмотреть на Украину, то там все наоборот, такие мероприятия поддерживаются государством».
Желание осудить пресекается в угоду политическим интересам
Впрочем, многие демократические государства по-прежнему, заметили гости московской студии, смотрят на все подобное сквозь пальцы, а у международных организаций нет не то что механизмов борьбы с проявлениями неонацизма, а попросту желания.
«Хочу задать вопрос «Зачем вы нужны?» на заседании ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе — Ред.), если происходит тотальная радикализация Европы, а осуждения нет», — сказал Энгель.
Эти проявления включают в себя и теракты, и различные проявления ксенофобии, к которым относятся и неонацистские настроения. Их уровень в Эстонии за последний год вырос.
Отвечая на вопрос из пресс-центра Sputnik Эстония, почему неонацистские действия не осуждаются мировым сообществом, Валерий Энгель сказал, что если в мире и реагируют на проявления нетерпимости, то только в рамках различных конференций. Например, на конференции по антисемитизму в Иерусалиме, на которой присутствовал Энгель в апреле этого года, был хороший доклад представителя «Натива» — службы по решению проблем еврейской диаспоры за рубежом.
Но дальше докладов дело обычно не заходит. В наше время, добавил Энгель, всегда возникает очень много противоречий между демократическими ценностями, которые декларируются в европейских странах, и интересами. Отсюда появляются двойные стандарты. А какие-то вещи, в связи с политическим интересом, не афишируются, замалчиваются.
Владимир Зорин, отвечая на вопрос, как побороть переписывание истории и попытки в той же Эстонии пошатнуть незыблемые понятия (например, приравнять коммунизм к нацизму), сказал, что многое зависит от активности и позиции населения. Он уверен, что огульной критики советского наследия и приравнивания времен нацистской Германии к временам СССР в Эстонии все же не случится.

Член президиума Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин
Напомнаем, что Международный день памяти жертв фашизма отмечается в мире во второе воскресенье сентября (в 2018 году — 9 сентября). Эта памятная дата была учреждена в 1962 году по инициативе ООН.
Источник: Sputnik Эстония